Логистика крупных форм

Логистика крупных форм

В логистике есть направление, которое требует от транспортных компаний особого подхода и инновационных решений. Доставка грузов, в том числе тяжеловесных и крупногабаритных, под конкретный строительный или инвестиционный проект в нужную точку мира – задача проектной логистики. Это один из самых сложных и, пожалуй, самых творческих сегментов логистического рынка. мифы

Придумать схему

Несмотря на то, что проектная логистика географически всегда привязана к определенному и заранее известному объекту, организация любых перевозок в этой сфере практически каждый раз начинается с белого листа. В отличие от регулярных логистических сервисов, маршрут движения груза в проектной логистике изначально неизвестен. Чтобы осуществить доставку, прежде всего нужно разработать уникальную транспортно-логистическую схему. Предполагаемый маршрут перевозки оценивается по многим параметрам. Обследуются все инфраструктурные объекты на пути следования, и если для транспортировки крупногабаритного тяжеловесного груза необходимо сделать какие-то дополнительные работы, их стоимость и трудозатраты предварительно оцениваются. Более того, если путь пролегает по территории нескольких государств, эксперты проектной логистики изучают законодательство этих стран, их таможенные правила. Также они выясняют, какие разрешения необходимо получить от административных органов на перевозку, какие технические средства есть в портах для перевалки грузов и учитывают еще множество факторов. Скорее всего, при организации перевозки по территории других государств придется прибегнуть к услугам консалтинговых компаний и субподрядчиков, что также повлияет на стоимость процесса. Далее специалисты выбирают вид транспорта для каждого этапа доставки.

мифы

Подобрать активы

Из разработанных вариантов транспортно-логистических схем отбирается самая эффективная с точки зрения затрат, сроков и безопасности. Тут важную роль играет наличие у транспортной компании своих активов, которые позволяют осуществлять проектные перевозки. Например, во флоте FESCO есть мультифункциональные суда: «ФЕСКО Ольга», «ФЕСКО Улисс» и «ФЕСКО Парис», которые оснащены кранами грузоподъемностью 120 тонн каждый. Эти суда используются в том числе для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов из Китая и других стран в Северо-Западный регион России, а также на Дальний Восток России, включая Чукотку, Камчатку и Сахалин. Также FESCO с помощью своих мультифункциональных теплоходов доставляет проектные грузы из Китая и Кореи в Турцию, Санкт-Петербург, Калининград. Преимущество этих судов заключается еще и в том, что на них можно загружать как негабаритные грузы, так и контейнеры, если они входят в состав проектной поставки.

Для перевозки нефтегазохимического оборудования на Дальний Восток и на Северо-Запад России FESCO задействует судно класса Heavy lift vessel, оснащенное двумя кранами, грузоподъемностью по 400 тонн. Вес самой тяжелой единицы оборудования в ходе одной из подобных доставок достигал порядка 600 тонн.

Немаловажно наличие и специализированного оборудования, с помощью которого проектные грузы перевозят по земле. В активе FESCO есть 60 гидравлических осей в казахстанском порту Баутино, которые используются для вывоза грузов на проекты как в Казахстане, так и в Узбекистане. В планах Группы увеличить собственный парк осей в Центральной Азии до 200 единиц.

Существенную роль при организации проектных перевозок играет собственный инженерный отдел FESCO, чьи грамотные решения во многом определяют успешность всего проекта. Например, при перевозке газовой турбины и генератора из Санкт-Петербурга в Узбекистан на маршруте следования находился речной порт, чей причал был устроен таким образом, что для погрузки агрегатов требовалась баржа только с определенной осадкой. Но её фрахт стоил в два раза дороже, чем фрахт стандартных барж с меньшей осадкой. Однако инженеры FESCO нашли эффективное решение – соорудить специальный пандус, способный принимать типовые речные суда. В итоге доставка была выполнена в срок и в рамках отведенного бюджета.

Помимо разработки своих уникальных решений, наличие инженерных специалистов в штате позволяет FESCO контролировать качество услуг подрядных организаций. Это существенно повышает безопасность перевозок.

Если же необходимых активов или специалистов для осуществления международного проекта у логистической компании не хватает, она может воспользоваться услугами надежных партнеров на локальном рынке. Тут плюсом для компании-перевозчика является наличие своего подразделения в стране, где выполняется перевозка. Офисы FESCO в Турции и Китае, а также в Узбекистане и Казахстане позволяют нашей Группе выгодно фрахтовать суда и брать в аренду необходимое оборудование для проектных перевозок. Кроме того, местные сотрудники знают специфику рынка, могут грамотно провести сюрвей маршрута, что помогает избегать лишних затрат и возможных рисков.

мифы

Расширить географию

Специалисты FESCO выделяют несколько глобальных направлений, где проектная логистика сейчас активно развивается. Если говорить об экспорте тяжеловесных и крупногабаритных грузов из России, то помимо поставок в Турцию, в первую очередь энергетического оборудования, все большее значение приобретает индийское направление. Например, в 2022 году по заказу индийской горнорудной компании Coal India Ltd. в России была произведена крупная партия шагающих экскаваторов. Организацией перевозки этого крупнотоннажного оборудования занимались эксперты FESCO. Проект предполагал вывоз машин в разобранном виде, а также комплектующих к ним с производственной площадки в Екатеринбурге, доставку груза в Санкт-Петербург и далее отправку морем в индийскую Калькутту.

Перспективными экспортными направлениями можно также назвать Египет и Объединенные Арабские Эмираты – в этих странах уже реализуются крупные инфраструктурные проекты с участием российских компаний, а в ближайшей перспективе ожидается появление новых масштабных строек, в которых также примут участие отечественные предприятия.

Отдельного внимания требуют страны Центральной Азии – Казахстан и Узбекистан. В частности, в Узбекистане крупнейшая в стране инжиниринговая компания Enter Engineering ведет строительство газохимического комплекса и модернизацию крупного горнорудного предприятия. В рамках этого проекта FESCO осуществляет доставку оборудования на оба объекта. В первом случае — из Китая через Турцию, во втором — из Санкт-Петербурга через порт Баутино на Каспийском море. Кроме того, многие российские производители сейчас рассматривают строительство заводов и производств на территории Узбекистана и Казахстана. Это потребует перевозки тяжелого оборудования и промышленных линий на эти предприятия.

Что касается импортных направлений, сейчас крупнотоннажное оборудование в основном везется в Россию из Китая. Поставки из этой страны будут только увеличиваться на фоне неуклонного снижения отгрузок подобного оборудования из стран Евросоюза. Поэтому FESCO значительно усилила свои позиций на данном направлении. Также будет увеличиваться импортный поток проектных грузов и из Турции – страна сейчас используется как транзитный хаб для отгрузки оборудования как в Россию, так и в страны Центральной Азии.

В настоящий момент доля проектных грузов в общем обороте FESCO составляет порядка 10%, и этот показатель динамично растет. Группа наращивает свои активы на этом перспективном направлении и работает над увеличением штата квалифицированных сотрудников, специализирующихся на проектной логистике.

Материал подготовили:
Янина Токади, директор департамента продаж и развития проектов;
Светлана Алмазова, руководитель проектов департамента проектных грузов;
Светлана Прусова, директор дирекции по международному сотрудничеству и GR.

FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.