Задобрить Нептуна

Задобрить Нептуна

Мореходство существует почти столько же, сколько и само человечество. Никто не знает, когда на воду была спущена первая лодка. За всё время своего существования этот опасный, героический и романтический вид деятельности оброс огромным количеством легенд, суеверий, примет и мифов, многие из которых продолжают жить и сейчас. Одни в современном мире кажутся нелепыми, в другие хочется просто верить без всяких попыток найти рациональное объяснение.

У моряков в каждом порту по девушке

Про моряков торгового флота ходит немалое количество мифов. Якобы моряки ведут развязный образ жизни: путешествуют по разным странам, каждый день пьют алкоголь и живут по графику «6 месяцев в море, 6 месяцев на суше».

А ещё до сих пор жив миф, что у моряков есть девушки в каждом порту. Возможно, несколько десятилетий назад так оно и было, но в наше время, когда принят Международный кодекс по охране судов и портовых средств, а также существует множество других мер обеспечения безопасности в порту, подобные развлечения морякам вряд ли доступны. Хотя, кто ищет любовь, тот её всегда найдёт, но это относится ко всем людям, а не только к морякам.

Подобные мифы рождаются в головах людей, которые не знают суть работы моряков. Со стороны морская профессия выглядит как настоящая сказка: красивые корабли, нарядная униформа, фотографии портов экзотических стран и вдохновляющие морские пейзажи. На самом деле рабочий день моряка зачастую не нормирован, особенно на контейнеровозах. Бывает, что за 10 дней судно заходит в 7–8 портов: разгрузка там должна производиться быстро и эффективно, и чтобы сойти на берег времени не остаётся совсем. Иногда крупнотоннажные танкеры даже не заходят в порт, а стоят за пределами акватории.

У многих моряков накапливается усталость, как физическая, так и моральная из-за длительного отсутствия дома и разлуки с семьёй. Никакого стандарта работы «6 месяцев в море, 6 — дома» в морских профессиях не существует. График работы различается в зависимости от работодателя, должности и многих других причин. Общение с семьёй и домашние заботы — важная часть жизни для многих мореходцев, которую не заменить морской романтикой и путешествиями.

мифы

Женщина на корабле — к беде

Это, пожалуй, самое известное суеверие среди моряков относительно женщин. Причём иногда предрассудки противоречат друг другу. Например, считается, что именно женщина должна дать имя судну и разбить бутылку с вином о его борт при спуске на воду.

Сказать однозначно, откуда взялось это суеверие и к какой именно беде может привести женщина на корабле, сейчас уже довольно трудно. Существует несколько версий. На заре мореплаванья, когда каждый выход в море представлял опасность, моряки ассоциировали корабль с матерью, способной защитить их от всевозможных напастей. Судам было принято давать женские имена, чтобы морские боги были к ним благосклонны. Мореплаватели по всему миру украшали свои суда гальюнными фигурами в форме женского тела, которые вырезались из дерева и размещались на носу корабля, как бы паря над волнами, успокаивая море и принося морякам удачу. Именно поэтому, как думали мореходцы, появление на судне другой, настоящей женщины, могло вызвать ревность корабля и в самый ответственный момент он мог перестать слушаться капитана.

Однако другое, более прозаичное объяснение больше походит на правду: присутствие женщины на корабле во время длительного морского похода могло привести к соперничеству и ссорам внутри команды. Если экипаж не дружен, тут и до беды недалеко.

Впрочем, это убеждение, как и само гендерное неравенство на флоте, осталось в прошлом. В 30-х годах ХХ века в мире появилась первая женщина-капитан дальнего плаванья — Анна Щетинина. Свой первый рейс в качестве капитана она совершила в 1935 году, проведя пароход «Чавыча» по маршруту Гамбург ― Одесса — Сингапур — Петропавловск-Камчатский. За всю её карьеру капитана на вверенных ей судах не возникло ни одной ситуации с нарушением дисциплины. В её честь названо судно FESCO — контейнеровоз Kapitan Shchetinina. Он построен в 2023 году, имеет длину 172 метра и ширину 32,2 метра, дедвейт судна составляет 31 100 тонн, а грузовая вместимость — 2 471 TEU. FESCO приняла его в состав своего флота в марте 2023 года. Контейнеровоз работает на прямой Deep Sea линии между портами Китая и Санкт-Петербургом.

Бананы к хорошему не приведут

Возникновению этого мифа можно найти как минимум два объяснения. Бананы быстро портятся и выделяют этилен — газ, который помогает другим фруктам созревать быстрее. Во времена, когда грузы ещё не возили в рефрижераторных контейнерах, доставить бананы из южных стран в Европу мореходцы старались как можно быстрее. Спешка часто приводила к ошибкам в навигации, а следовательно, к кораблекрушениям, на месте которых часто находили качающиеся на волнах бананы. Другой напастью были ядовитые пауки. Они прятались в кистях бананов и кусали моряков и эти укусы часто оказывались смертельными. В наше время при строгих мерах фитосанитарного контроля и стандартизированных правилах перевозки скоропортящихся грузов, бананы вряд ли представляют опасность для судна и его экипажа.

мифы

Как корабль назовешь…

В древности считалось, что имя кораблю можно дать только один раз и ни в коем случае нельзя его переименовывать. Моряки верили, что бог моря Посейдон (Нептун) записывает в своей Книге Глубин имена всех судов. Если корабль переименовать, Посейдон может решить, что от него что-то утаивают, и обязательно за это накажет.

С практической точки зрения это поверье можно объяснить так: у каждого судна есть своя репутация, хорошая или плохая в данном случае не столь важно. Если название меняется, значит репутацию хотят скрыть, изменить — это сразу вызывает подозрения у бывалых моряков. Раньше на такие суда они старались не наниматься.

Если корабль было решено переименовать при смене владельца, то, как гласит поверье, необходимо провести специальный ритуал. Сделать это можно двумя способами. Первый ― написать прошлое имя судна на бумаге, положить её в коробку, сжечь и выбросить в море. Второй ― уничтожить все существующие упоминания о судне: удалить следы старого названия с бортов, сжечь судовой журнал, уничтожить все вымпелы, символы и прочую судовую атрибутику, а затем обратиться к богам с просьбой забыть старое и принять новое имя корабля, вылив немного алкоголя в море.

мифы

В добрый путь

За долгую историю мореплавания у моряков накопилось множество примет, сулящих кораблю и его команде не только беду, но и большую удачу:

Если судно сопровождают дельфины — это к удачному плаванью
Чёрный кот на корабле — счастливое животное
Ребёнок, рождённый на борту судна — к большой удаче
Одинокий альбатрос — добрый знак
Ласточки, парящие над морем — хорошая примета
Если кинуть в воду монетку перед выходом в рейс, то Нептун будет благосклонен к судну и его команде

FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.