Основные события:
- Значительный рост контейнерного бизнеса по всем дивизионам и направлениям деятельности Группы: увеличение объемов интермодальных перевозок на 17 % год к году, рост объемов перевалки импортных контейнеров в порту на 10 % год к году, а также увеличение количества отправленных ускоренных контейнерных поездов на 34 % по сравнению с предыдущим годом.
- Неконтейнерный бизнес остается под давлением вследствие общего ослабления рынка железнодорожных перевозок и неблагоприятной ситуации для экспорта металлургической продукции из российских дальневосточных портов.
- На показатели выручки и EBITDA Группы негативно повлияла волатильность рынка железнодорожных перевозок. Показатель EBITDA Группы снизился на 25% до 186 млн долларов США вследствие резкого снижения EBITDA в железнодорожном дивизионе, который был лишь частично компенсирован ростом EBIDTA в портовом дивизионе.
- Чистый долг на базе pro-forma снизился с 976 млн долларов США по состоянию на 31 декабря 2012 года до 927 млн долларов США по состоянию на 31 декабря 2013 года.
Финансовые результаты Группы
На финансовые показатели Группы в 2013 году разнонаправленно повлияли результаты деятельности различных бизнес-дивизионов. Pост в портовом дивизионе был отрицательно компенсирован волатильностью и слабыми показателями железнодорожного дивизиона в связи с неблагоприятной ситуацией на рынке перевозок генеральных грузов, а также резкого падения ставок на полувагоны. В 2013 году консолидированная выручка Группы снизилась на 4,8% по сравнению с предыдущим годом и составила 1 140 млн долларов США, а консолидированный показатель EBITDA снизился на 24,7% по сравнению с предыдущим годом и составил 186 млн долларов США. Показатель EBITDA Группы за вычетом единовременных расходов1 составил 197 млн долларов США. Рентабельность по EBIDTA снизилась на 4,3 пункта до 16,3%.
Млн долларов США | 1кв. 2013 | 2кв. 2013 | 3кв. 2013 | 4кв. 2013 | 2013 | 2012 | 2013 год / 2012 год |
Выручка(1) | 275,3 | 282,3 | 292,0 | 290,4 | 1 140 | 1 197 | -4,8% |
EBITDA(1) | 48,1 | 51,3 | 53,0 | 33,6 | 186 | 247 | -24,7% |
EBITDA margin(1) | 17,5% | 18,2% | 18,2% | 11,6% | 16,3% | 20,6% | -4,3 пп |
CAPEX | 10,0 | 15,2 | 14 | 8,3 | 47,5 | 65,8 | -27,8% |
(1) При корректировке на консолидацию ВМТП в 1-м квартале 2012 года, расходы по единовременным транзакциям и без учета результата работы выбывших судов скорректированная выручка за 2013 год снизилась на 3%, а скорректированный показатель EBITDA снизился на 33% год к году
Финансовые результаты по дивизионам
Портовый дивизион
- Показатель EBITDA увеличился на 4% по сравнению с предыдущим годом и составил 89 млн долларов США в связи с ростом объемов перевалки контейнеров и консолидацией ВМТП с 1 апреля 2012 года. Показатель EBITDA портового дивизиона без учета единовременных расходов составил 94 млн долларов США.
Железнодорожный дивизион
- В 2013 году темпы роста объемов железнодорожных контейнерных перевозок FESCO были выше среднерыночных значений за счет увеличения количества отправок ускоренных контейнерных поездов (рост на 34% по сравнению с предыдущим годом - до 1 136), а также расширения парка фитинговых платформ компаний «Русская Тройка» и «Трансгарант» (на 9 % по сравнению с предыдущим годом) в рамках реализации стратегии Группы по развитию контейнерного бизнеса.
- Тем не менее, рост объемов железнодорожных контейнерных перевозок оказался недостаточным, чтобы компенсировать резкое снижение ставок на полувагоны на фоне неблагоприятной конъюнктуры рынка железнодорожных перевозок генеральных грузов. В результате, показатель EBITDA железнодорожного дивизиона снизился на 46% по сравнению с предыдущим годом и составил 90 млн долларов США, а рентабельность по EBITDA снизилась на 12,1 пункта до 36,0%.
Линейно-логистический дивизион
- Показатель EBITDA снизился на 17,5% по сравнению с предыдущим годом и составил 35,8 млн долларов США на фоне снижения фрахтовых ставок.
Морской дивизион
- Показатель EBITDA остался отрицательным и составил минус 5,6 млн долларов США по итогам 2013 года. Оптимизация флота положительно повлияла на показатель EBITDA дивизиона, который изменился с минус 4,1 млн долларов США во 2-м квартале 2013 года до минус 0,2 млн долларов США в 4-м квартале 2013 года.
- В 2013 году в состав флота Группы FESCO вошли четыре новых универсальных судна ледового класса — «Певек», «Посьет», «Пионер» и «Приморье». Первые два судна начали работу на каботажных линиях FESCO в 3-м квартале 2013 года. Еще два судна приступили к работе в 1-м квартале 2014 года.
- По состоянию на 31 декабря 2013 года Группа управляла флотом из 24 судов, работающих на собственных линиях FESCO, а также 4 ледоколов, находящихся в долгосрочной аренде.
Бункеровка
- В 2013 году выручка бункеровочного бизнеса составила 84 млн долларов США, а EBITDA – 3 млн долларов США
Млн долларов США | 1кв. 2013 | 2кв. 2013 | 3кв. 2013 | 4кв. 2013 | 2013 | 2012 | 2013 год / 2012 год |
Портовый дивизионPort | |||||||
Выручка(3) | 46,8 | 51,6 | 51,3 | 50,4 | 200,1 | 177,9 | +12,5% |
EBITDA(3) | 17,9 | 26,1 | 29,6 | 15,8 | 89,4 | 85,7 | +4,3% |
EBITDA margin(3) | 38,2% | 50,6% | 57,7% | 31,3% | 44,7% | 48,2% | -3,5 пп |
Железнодорожный дивизион | |||||||
Выручка | 74,6 | 66,3 | 57,4 | 52,4 | 250,7 | 347,0 | -27,8% |
EBITDA | 28,4 | 24,6 | 20,4 | 16,9 | 90,3 | 167,8 | -46,2% |
EBITDA margin | 38,1% | 37,1% | 35,5% | 32,3% | 36,0% | 48,1% | -12,1 пп |
Линейно-логистический дивизион |
| ||||||
Выручка | 158,2 | 169,3 | 168,7 | 175,6 | 671,8 | 623 | +7,8% |
EBITDA | 8,8 | 8,7 | 8,8 | 9,5 | 35,8 | 43,4 | -17,5% |
EBITDA margin | 5,6% | 5,1% | 5,2% | 5,4% | 5,3% | 6,9% | -1,6 пп |
Морской дивизион |
| ||||||
Выручка(4) | 17,7 | 11,0 | 14,6 | 22,0 | 65,3 | 141,0 | -53,7% |
EBITDA(4) | 0.2 | -4.1 | -1.5 | -0.2 | -5.6 | -6.7 | - |
Бункеровка |
| ||||||
Выручка | - | 12,1 | 34,5 | 37,0 | 83,6 | - | - |
EBITDA | - | 0,9 | 1,6 | 0,7 | 3,2 | - | - |
EBITDA margin | - | 7,4% | 4,6% | 1,9% | 3,8% | - | - |
(3) При корректировке на консолидацию ВМТП в 1-м квартале 2012 года и расходы по единовременным транзакциям скорректированный показатель EBITDA портового дивизиона за 2013 год снизился на 4,5 % по сравнению с предыдущим годом.
(4) При корректировке на расходы по единовременным транзакциям и без учета результата работы выбывших судов скорректированный показатель EBITDA морского дивизиона в 2013 году снизился на 1,9 млн долларов США
Консолидированная долговая нагрузка
Консолидированный чистый долг на базе pro-forma снизился с 976 млн долларов по состоянию на 31 декабря 2012 года до 927 млн долларов по состоянию на 31 декабря 2013 года:
- Консолидированный долг включает в себя размещение двух выпусков еврооблигаций на сумму 550 млн USD со ставкой купона 8% и погашением в 2018 году и на сумму 325 млн USD со ставкой купона 8,75% и погашением в 2020 году, а также рублевые облигации на сумму 5 млрд рублей, направленные на рефинансирование долга, связанного с приобретением FESCO, а также существовавшей ранее задолженности группы.
- По состоянию на 31 декабря 2013 года соотношение pro-forma чистый долг/ LTM скорректированного показателя EBITDA составило 4,7x
Млн долларов США | На 31 декабря 2013 года |
Совокупный долг (pro-forma)(2) | 1 118 |
Денежные средства на балансе | 191 |
Чистый долг (pro-forma) | 927 |
Pro-forma чистый долг/ LTM скорректированного показателя EBITDA | 4,7 |
(2) Совокупный долг с учетом размещения двух выпусков еврооблигаций на сумму 550 млн долларов США со ставкой купона 8,00% и погашением в 2018 году и на сумму 325 млн USD со ставкой купона 8,75% и погашением в 2020 году; без учета РЕПО на 150 млн долларов США под залог акций «ТрансКонтейнера»
Руслан Алиханов, Президент Транспортной Группы FESCO, прокомментировал:
«В 2013 году мы продолжили двигаться к достижению нашей стратегической цели по укреплению позиций компании как ведущего игрока на российском транспортном рынке. Новая команда менеджеров, которая пришла в компанию в этом году, совместно с опытными сотрудниками FESCO сейчас работают над созданием фундамента для дальнейшего роста бизнеса Группы, несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию. В 2013 году Порт стал ключевым активом группы; мы также начали предоставлять услуги по бункеровке судов, чтобы диверсифицировать бизнес FESCO и сделать его более стабильным».
Операционные результаты группы FESCO за 2013 год
1кв. 2013 | 2кв. 2013 | 3кв. 2013 | 4кв. 2013 | 2013 | 2012 | 2013 год / 2012 год | |
Интермодальные перевозки (TEU)* | 57 195 | 59 992 | 62 405 | 63 978 | 243 564 | 208 294 | +16,9% |
Международные морские перевозки (TEU) | 85 318 | 95 885 | 92 671 | 92 721 | 367 251 | 341 685 | +7,5% |
Каботажные морские перевозки (TEU) | 12 861 | 16 010 | 17 393 | 17 689 | 63 953 | 67 994 | -5,9% |
Рефрижераторные перевозки (TEU) | 11 033 | 11 173 | 10 743 | 11 213 | 44 162 | 48 806 | -9,5% |
Перевалка контейнеров ВМТП (TEU) — Импорт — Экспорт — Каботаж |
106 745 45 987 39 367 21 391 |
117 057 51 576 39 131 26 350 |
125 507 54 995 39 985 30 527 |
127 449 51 839 44 521 31 089 |
476 75 204 397 163 004 109 357 |
456 146 185 721 158 391 112 034 |
+4,5% +10,1% +2,9% -2,4% |
Перевалка ВМТП неконтейнерных грузов (за исключением автотехники) (тыс. тонн) | 611 | 450 | 461 | 446 | 1 968 | 2 953 | -33,3% |
Перевалка автомобилей и техники, шт. | 21 543 | 26 379 | 22 347 | 22 670 | 92 939 | 85 107 | +9,2% |
Железнодорожные контейнерные перевозки («Русская Тройка» и «Трансгарант») (TEU) | 64 139 | 72 230 | 73 420 | 76 143 | 285 932 | 264 725 | +8,0% |
Железнодорожные перевозки, погрузка (млн, тонн) | 5,1 | 5,1 | 5,1 | 5,0 | 20,3 | 23,6 | -14,0% |
Железнодорожные перевозки, грузооборот (млрд т-км) | 7,7 | 8,4 | 8,4 | 7,8 | 32,3 | 29,7 | +8,8% |
* - Без учета порожних COC контейнеров